«Мам, давай поиграем в магазин»: как через игру узнать больше о своем ребенке — Папамамам — МИФ
Действия ребенка во время игры могут многое рассказать о его скрытых переживаниях. На вебинаре курса «Детям о деньгах» игровой терапевт и детский психолог Виктория Гончарова «подсветила» моменты, на которые нужно обращать внимание, чтобы вовремя распознать «денежные» трудности и помочь малышу с ними справиться. Разберем на примере игры в магазин.
Игровые сюжеты: что говорят действия ребенка
Ребенок в роли покупателя долго выбирает покупку
Это может говорить о страхе сделать неправильный выбор. Он проявляется и в игре, и просто в магазине. Ребенок часто ориентирован на мнение другого и не может сделать элементарный выбор — нет твердой внутренней опоры на себя.
В школе такие дети стремятся быть отличниками и постоянно ждут, что их похвалят. Им нужна поддержка.
Если ребенок не может определиться, спросите: «Тебе правда очень сложно сделать выбор?». Важно не торопить его или предложить подумать и прийти в другой раз. Ребенок может всю игру выбирать, что продать — и это хорошо. Позвольте ребенку остановиться на этапе, где ему чего-то недостает.
Коллекции игрушек
Коллекционирование игрушек может говорить о потребности сохранить внутреннюю целостность. Ребенок ощущает себя развалившимся на кусочки и как будто из разных достоинств и качеств по кусочку себя собирает. Игрушки могут ассоциироваться с человеком или с личностным качеством — чем их больше, тем увереннее ребенок чувствует себя.
Источник
Есть и другая гипотеза: если кто-то из членов семьи уехал или разводится, ребенок может таким образом показывать свое желание снова собрать всех вместе. Он ассоциирует игрушки с людьми и пытается приблизить их к себе.
Ребенок ворует из «магазина»
Детское воровство — это крик о помощи и симптом неблагополучия в семье. За ним часто стоит желание присвоить потерянную часть или обратить на себя внимание. Кражи могут сопровождаться недоверием и враждебностью в отношениях на фоне финансовых проблем.
В игротерапии ребенок получает другой опыт. Это дает возможность изменить отношения. Можно даже почувствовать, когда они меняются: ребенок больше не забирает, а, наоборот, хочет дарить и радовать.
В игре присутствуют ритуалы
Касса в определенном месте, бумажки сложены, деньги считаются, «товары» раскладываются по полочкам — ритуалы помогают ребенку снять тревогу и перейти к более значимым целям.
Ребенок упаковывает «покупки» в пакеты
Упаковка «покупок» в пакеты или сумки показывает желание заполнить внутреннюю пустоту. Возможно, ребенку чего-то не хватает, и он таким образом удовлетворяет потребности и хочет больше своих частей носить с собой. Кто-то ворует, а кто-то складирует или упаковывает.
Вы можете увидеть, что дети таскают с собой полные рюкзаки игрушек, в карманах — семечки, песок, камни, детали лего и так далее.
Как помочь ребенку?
Мы действительно помогаем, когда слушаем ребенка, не перебивая, двигаемся за его фантазиями, не отвлекаемся и транслируем: «Все, что ты придумываешь — очень интересно, мне нравится играть».
Внутренняя пустота заполняется вниманием. Терапевтические изменения происходят не потому, что ребенка окружает много игрушек и действий, а потому что появляются новые отношения между ним и родителем, которые остаются навсегда.
Чем больше вы включены в процесс изменений, тем меньше денежных сложностей вас коснется. Если сложности есть, но вы не понимаете, как с ними справиться, можно обратиться за консультацией к специалисту.