×


ПСИХОЛОГИЯ

Классическая схема анализа сказки в сказкотерапии

Анализируя сказки, которые написали Вы сами или ваши семинарцы, нужно отталкиваться от какой-то внятной схемы иначе обсуждение может превратиться в хаос и нужные выводы не будут сделаны.

Существует много схем анализа сказок, с помощью которых можно проанализировать полученный сказочный материал, но сегодня я хочу предложить вашему вниманию — самую базовую, а значит и самую простую схему анализа сказки.

Итак, для того, чтобы не быть голословными и прочувствовать работу как следует, Вам надо, прямо сейчас написать сказку, пусть она будет небольшой, как говорится, не отрывая руки от листа.

Чтобы написать сказку было легче…

О чём же написать сказку — думает человек, которого наше задание застало врасплох. Для облегчения работы воображения при написании сказки, я хочу поделиться с Вами теорией Борхеса о существовании всего четырёх типов сюжетов сказок во всём объёме мировой художественной культуры.

  • Сюжет об укреплённом (осаждённом) городе,
  • Сюжет о возвращении.
  • Сюжет о поиске.
  • Сюжет о самоубийстве (принесении себя в жертву) Бога
  • Разумеется, четвёртый сюжет сказки стоит в культуре особняком и встречается в своём чистом виде — в мифах, религиозных текстах и народных эпосах.

    Для облегчения понимания своей мысли Борхес сказал, что в общем-то все эти четыре сюжета сказок (а их и так — не много) можно вообще в итоге свести к двум. Внимание, вот они:

  • Истории о Женщине и Мужчине,
  • Истории про Мужчину и его Путь.
  • ***

    Писатель Кристофер Букер, посвятивший не один свой труд изучению сюжетов в мировой культуре, предложил свой список из уже семи основных тем, на которых базируются все сказки и вымыслы. Поспорим с Борхесом?

  • Сюжет о прыжке главного героя «из грязи в князи»,
  • Сюжет-Приключение (долгое и трудное путешествие для достижения труднодостижимого),
  • Сюжет «Туда и обратно» (попытки героя, вырванного из привычного мира, вернуться домой)
  • Сюжет-Комедия или анекдот (единственная цель — психотерапевтическая, то есть, насмешить),
  • Сюжет-Трагедия (сюжет о гибели героя в силу присущих ему недостатков характера, с которыми он не смог справиться),
  • Воскресение (воскрешение). Сюжет о том, как чудо избавило героя из плена, власти тяготеющих над ним тёмных сил),
  • Сюжет о победе над Чудовищем.
  • Ну как, вдохновились ли вы на написание своего собственного сюжета сказки?

    Не забывайте о том, что эта сказка — всего лишь упражнение, и вы напишете ещё много других сказок.

    Итак, сказка — написана.

    Ну а теперь разберите вашу сказку по пунктам анализа, приведённым ниже. Каждый из пунктов мы выделяем из сказочного текста, формулируем своими словами — коротко и записываем полученное на отдельный лист.

    • Схема анализа сказки. Пункт первый

    Найдите основную тему (и возможно несколько дополнительных) тем сказки.

    • Схема анализа сказки. Пункт второй

    Опишите абстрактно главного персонажа сказки.

    • Схема анализа сказки. Пункт третий

    Перечислите его личностные качества (можно одно качество — базовое)

    • Схема анализа сказки. Пункт четвёртый

    В каких отношениях состоит главный герой с остальными персонажами сказки. Сгруппируйте отношения по сходству. (Например, с теми-то отношения — враждебные, с теми-то — дружеские, с теми-то — безразличные. От «тех-то» герой чего-то хочет, а «те-то» сами чего-то хотят от героя).

    • Схема анализа сказки. Пункт Пятый

    Перечислите схематично, используя сжатые формулировки основные события сказки — составьте очень сжатую фабулу сказки. Например: Встреча, Пропажа, Заточение, Побег, Путешествие, Испытания, Узнавание, Возвращение…)

    • Схема анализа сказки. Пункт Шестой

    Перечислите отдельным списком все трудности, с которыми сталкивается герой сказки (по возможности так же используя абстрактные термины. (Например: не узнавание родными, неприятие, преследование…)

    • Схема анализа сказки. Пункт Седьмой

    Перечислите средства, с помощью которых герой борется с трудностями.

    • Схема анализа сказки. Пункт Восьмой

    Перечислите имеющиеся в распоряжении героя ресурсы (они могут частично совпадать с предыдущим пунктом)

    • Схема анализа сказки. Пункт Девятый

    Перечислите те ресурсы, которых нет у героя (недостающие ресурсы).

    • Схема анализа сказки. Пункт Десятый

    Перечислите те чувства и эмоции, которые присутствуют в сказке

    • Схема анализа сказки. Пункт Одиннадцатый

    Найдите устойчивые негативные культурно-мифологические символы и образы (архетипы), которые присутствуют в сказке

    • Схема анализа сказки. Пункт Двенадцатый

    Найдите устойчивые позитивные культурно-мифологические символы и образы (архетипы), которые присутствуют в сказке

    ***

    Вышеприведённая схема анализа сказки может использоваться и как своеобразный «тренажёр»-шпаргалка теми, кому достаточно сложно взять и написать сказку «с чистого листа».

    Однако, не стоит увлекаться работой по шпаргалке — следование любым схемам несколько обедняет воображение и перекрывает свободный ток Бессознательного.

    Елена Назаренко

    https://www.live-and-learn.ru/catalog/article/klassicheskaya-skhema-analiza-skazki-v-skazkoterapii/

    Добавить комментарий

    Кнопка «Наверх»