×


ПСИХОЛОГИЯ

«Я взрослый, мне можно»

© Vasilis Caravitis, Unsplash

Двойные стандарты — это маленькие «нечестно» и «несправедливо», которые постоянно случаются в отношениях между родителем и ребенком. Это когда «мне можно, я большой и сам решаю», а «тебе нельзя, потому что потому».

Мама:

— Сейчас же оставь то, что ты делаешь и иди сюда! Мне нужна помощь, немедленно!

Я:

— Ну что ты ноешь? Не видишь, я занята. Доделаю и подойду к тебе!

*****

Я:

— Нет, мы не купим тебе эту игрушку, потому что у тебя уже есть 5 похожих и вообще это ненужная ерунда, на которую у нас нет денег.

Тоже я:

Покупаю четвертый рюкзак для спортзала, мотивируя тем, что на него скидка и цвет классный (в спортзале я не была уже месяц).

*******

Я:

— У тебя зависимость от планшета, иди порисуй или займись чем-то полезным.

Тоже я:

На грани нервного срыва, потому что оставила дома телефон и еду в метро с пустыми руками!

******

А вы узнаете себя в этих ситуациях? Мы часто делаем то, что запрещаем детям. Прощаем себе слабости, за которые их ругаем. И это называется двойными стандартами.

Двойные стандарты — это маленькие «нечестно» и «несправедливо», которые постоянно случаются в отношениях между родителем и ребенком. Это когда «мне можно, я большой и сам решаю», а «тебе нельзя, потому что потому».

Ребенку нельзя повышать голос на взрослого, зато взрослому можно кричать, когда он сердит и расстроен.

Ребенку нельзя тратить время на ерунду, но взрослый может решить и провести весь день, валяясь перед телевизором, потому что он устал.

Ребенку нельзя «таращиться в экран», а взрослый буквально не отрывает глаз от своего телефона.

Иногда такая разница в применении норм оправдана. Например, детям вредно пить кофе или опасно гулять одним. Они не всегда могут оценить степень риска, в силу отсутствия опыта и знаний не могут принять решение о необходимости покупки. В таких случаях у них меньше прав и свободы, это логично и легко объяснить. К тому же, у таких ограничений есть и обратная сторона: от ребенка не требуется одинакового со взрослым качества выполнения работы (например, мытья посуды или полов), ребенок не несет ответственности за свои действия.

Однако моральные запреты и правила должны быть одинаковы для всех.

Если ребенку нельзя произносить грубые слова или перебивать других, то и родителям нельзя ругаться и перебивать ребенка.

Если в семье ребенка учат соблюдать правила дорожного движения, то и родителям не стоит перебегать дорогу на красный свет.

Если вы хотите, чтобы в комнате ребенка была чистота, то убедитесь, что ваша куртка не валяется на стуле в гостиной, а чашка с чаем не осталась в ванной.

Дети подражают родителям, перенимают их манеру поведения. Если родители сами не соблюдают транслируемые правила, то вряд ли дети отнесутся к ним серьезно. Если мы учим ребенка не хвастаться, не врать, уважать других людей, а в семье часто привираем, обсуждаем других людей и сплетничаем, ребенок перестает нам верить.

Если мы непоследовательны — меняем решения, говорим сначала одно, потом другое, в хорошем настроении разрешаем многое, а в плохом ругаем за то, что ранее разрешили, ребенок перестает придавать значение нашим словам, учится хитрить и скрывать.

Неопределенность плохо влияет на ребенка, вызывает у него чувство растерянности. Он не пытается осмыслить свои поступки, поступить хорошо или плохо, он лишь старается избежать наказания и угадать, чего мы от него ждем.

Как же быть?

— Объяснять ребенку, зачем существуют правила, почему они важны.

— Обсуждать запреты, какие из них нерушимы, а какие возможны при определенных условиях (нельзя включать мамин компьютер, иногда мама может дать свой компьютер попользоваться, если она дома).

— Быть последовательным и справедливым, подавать ребенку пример, соблюдать собственные правила.

Фотография: Vasilis Caravitis, Unsplash

Источник

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»