Чему важно научить ребенка перед первым классом: мнение психолога — Папамамам — МИФ
С чего начать подготовку к школе? Об этом думают все родители будущих первоклассников.
Катерина Мурашова — практикующий детский психолог с 25-летним стажем, биолог, популярный лектор и писательница. На своем вебинаре «В первый класс: пошаговый план подготовки к школе» рассказывает, как поддержать ребенка на этом важном жизненном этапе.
Кстати, вебинар проходил в рамках курса «Воспитание сердцем». На нем мы говорили на 13 важных родительских тем вместе со звездными экспертами.
Делимся отрывком из вебинара.
Как готовить ребенка к школе
Как подготовить ребенка к школе? Лучше всего его вообще не готовить.
Когда детей не учили писать и читать до школы, то они воспринимали первый класс как нечто выдающееся, смену статуса (из дошкольника в школьника). Это было для них событием, качественным скачком.
40 лет назад почти не было детей, которые не хотели идти в школу. В последние годы очень много таких детей. Они говорят, что хотят остаться маленькими. Почему это происходит? Размылись границы между школой и детским садом (дошкольным возрастом). То есть, дети не понимают, что они будут делать в школе. Читать и считать их уже научили, они давно ходят по разным кружкам и развивашкам. Дети заранее знают, что в первом классе они будут изучать то, что уже знают.
У современных детей мотивация к учебе теряется еще до поступления в школу.
Что могут сделать родители
Нужно создать четкий переход между поступлением в школу и тем, что было до нее. То есть, не нужно заранее готовить ребенка к школе (его там научат всему, если у него сохранится мотивация). Нужно рассказывать, что его ждет в школе хорошего, помимо обязанностей.
Не нужно проходить программу первого класса заранее. Не нужно покупать портфель, тетради и все, что нужно для первого класса, заранее, чтобы у ребенка сохранилось чувство нового.
Источник
Что должен уметь ребенок перед школой
Социальные навыки
1. Ребенок должен уметь слушать и слышать других — и взрослых, и детей. То есть, он должен уметь молчать, когда это необходимо. Даже если ему есть, что сказать, бывают ситуации, когда нужно не говорить, а слушать. Даже если другие дети знают меньше, говорят хуже, он должен уметь ждать.
2. Ребенок должен понимать, что такое групповые роли. Могу ли я быть лидером или экспертом? То есть, у ребенка должен быть некий опыт, который позволит ему, оказавшись в группе, ориентироваться в групповых ролях. Это очень важно для адаптации.
3. Ребенок должен знать свои ресурсы. Например, для первого класса умение шевелить ушами — это ресурс, а игра на скрипке — нет. Вы можете научить ребенка каким-то навыкам, которые обеспечат ему признание в группе. Например, загадывать загадки или показывать фокусы.
Для адаптации в первом классе ребенку важно получать социальные очки, то есть признание других детей. И все эти моменты помогут в этом.
4. Ребенок должен уметь извлекать из среды нужные вещи. То есть, брать из коллектива то, что ему нужно в данный момент.
5. Ребенок должен понимать, что его действия вызывают чувства у других людей. Этому научить ребенка можете только вы, только в семье, только своим примером.
Когда я делаю вот это, мама довольна. Когда делаю вот это, мама слегка злиться. Когда я делаю вот это, мама в ярости. Также ребенок должен понимать, что одни и те же действия, вызывают у разных людей разные чувства.
Источник
Когнитивные навыки
Речь не о письме и чтении. Список этих навыков можно найти в интернете, но я приведу примеры.
— обобщение по признаку (малина, клубника, голубика — это ягоды; молоток, пила, отвертка — это инструменты)
— найди лишнее (сыр, масло, пластилин, колбаса… что лишнее?)
— сходства и различия (морковь и картошка похожи, потому что это овощи и они растут в земле, но они отличаются цветом, формой)
— ребенок должен уметь составлять связный рассказ по картинкам. Для этого есть два алгоритма:
— общий кругозор (дни недели, название месяцев, признаки времен года)
Таким вещам нужно учить. Сами дети этому не учатся. Школьная программа подразумевает, что у ребенка эти навыки уже развиты.
Источник
Стресс в первом классе
Когда ребенок идет в первый класс, он сталкивается сразу с тремя видами стресса.
1) Иммунологический стресс. На ребенка сразу начинает чихать тысяча человек. Он попадает в большой коллектив. Школы, как правило, у нас большие. В общих помещениях (столовая, коридоры, туалеты) он неизбежно сталкнется с потоком разных вирусов.
2) Социальный стресс. Ребенок попадает в новый коллектив и должен занять там свою нишу, по-другому — адаптироваться к новым людям.
3) Учебный стресс. Речь не о письме и чтении, а о необходимости сидеть на одном месте по 45 минут, поднимать руку, если хочешь что-то сказать, отвечать на вопросы учителя.
Чек-лист с простыми способами завершить стресс-реакцию→
В идеале нужно разделить по времени эти три вида стресса или пройти их лайт-версию. Например, если ваш ребенок не ходил в детский сад, то можно хотя бы за год до школы отдать его в сад. Там он получит уже определенную дозу разных стрессов (на него будут чихать 50 человек, а не 1000, садиковский туалет станет репетицией школьного, и там же, в садике, он сможет испытать и учебный стресс, только в более мягкой форме).
Обложка статьи: pexels.com